Италия … величественная и простая, умиротворённая и эмоциональная,  гармоничная в своей античности и современности, делясь тайнами бытия и великолепием своих сокровищ, всегда манила к себе всех и вся, наращивая, от века ввек, от года в год … да что там – каждой секундой свой магнетизм. Любители искусства, романтики, паломники, гурманы, туристы-обыватели стремятся сюда каждый со своими мечтами – слиться с историей, поклониться святыням, уйти прочь от житейской суеты, побаловать изысканный вкус … наконец, просто чтобы вернувшись домой, обронить в беседе невзначай: «Когда я гостил в Италии…» 

Это живой музей под небосводом, где каждый камень впитал длань истории, в каждой деревенской церкви шедевр живописи или скульптуры, любая развалина — кропотливый труд реставраторов, а творения великих мастеров небрежно рассыпаны по всему Апеннинскому полуострову.

Что касается характера и жизни итальянцев, то это клубок парадоксов и противоречий, но все это исчезает, если вспомнить о главной особенности итальянского мировосприятия — любви к жизни и умения ею наслаждаться. Врожденный итальянский гедонизм проявляется во всем, от отменной кухни до супер-каров. При этом это народ героев, святых, поэтов, мореплавателей, что всегда лелеяло итальянскую гордость. 

Важной составляющей итальянской натуры является стремление сохранить «bella figura» — стремление выглядеть «на высоте». Это — особый кодекс норм и принципов публичного поведения, который охватывает всю гамму бытия итальянцев. Но в настоящее время Bella figura выходит далеко за понятия внешней красоты. Стремление выглядеть «на высоте» относится в равной степени как к частной, так и общественной жизни итальянцев, как к внешней форме так и к внутреннему содержанию – ювелирная политика и качественная экономика в этом смысле не исключение. Эта норма как бы “сварена” в итальянскую душу — не удивительно, что еще можно ожидать от страны, создававшей красоту веками? А то, как знойная итальянка, развевая шарфиком на ветру, садиться в роскошный гоночный автомобиль “Made in Maranello ” за Tiramisù в соседнюю кондитерскую. …. O-oo, mamma mia,  belLissimo!

Особо ярко это проявляется в том числе и в итальянской кухне. Ее аромат наполнен духом даров теплого моря, благоуханием трав и терпкостью плодов, созревших на залитых солнцем просторах. Она чрезвычайно разнообразна, ее рецепты широко распространены по всему миру, а пицца и спагетти давно стали вестниками космополитизма.

Но для итальянцев еда – это не просто “пунктик” их самобытности. Она, наравне с живописью, музыкой и архитектурой, является неотъемлемой частью их истории. Итальянская кухня определила эту нацию. А та, обласканная французская, пускай даже первая в современных рейтингах, обязана своим величием уроженке Флоренции Екатерине Марии Медичи.

Помните? … Она, богатая невеста, гордая племянница Папы Римского, покорила Париж не только роскошным приданым, но и целой командой поваров, пекарей и кондитеров, включая виночерпия и, выражаясь современным языком – инновационной кухонной утварью.

Королева Медичи разбивала парки, открыла для французов балет, нижнее белье, собрала огромную библиотеку, ввела в моду веер, туфли на высоких каблуках, тонкие корсеты из китового уса на шнуровке, придумала прототип помады, ввела в обиход правило личной гигиены. Можно без преувеличения сказать, что наследие Тосканской принцессы, известной дочери эпохи Возрождения, предопределила, не только шарм французской кулинарии, но образ утонченной француженки, с которой не стыдно сходить в итальянский ресторан… о-ля-ля )))

Несомненно, Италия – колыбель Ренессанса и родина Петрарки и Данте, Джордано Бруно и Галилео Галилея, Рафаэля и Леонардо да Винчи, в эпоху Возрождения принесла революционные изменения также в медицине и фармацевтике средневековой Европы. Их развитие, безусловно, связано с богатыми традициями древнего Рима и наследием легендарного врача и фармацевта Клавдия Галена (131-201), также как и невероятным качественным скачком в эпоху пробуждения человеческого гения, которые сохранились и преумножились в современности. 

Неудивительно, что Bloomberg в 2014 году оценил систему здравоохранения Италии как третью по эффективности в мире с показателем — 76,3; а Франция оказалась на восьмом месте как следующая по эффективности европейская страна с 64,6.

Современная Италия обладает богатым опытом в фармацевтическом производстве, сильной культурой передового опыта в этой области и мощной производственной базой, которая позволила промышленности извлечь выгоду из значительных возможностей для роста и совершенствования.

На сегодняшний день Итальянская фармацевтическая промышленность по объему производства (как в абсолютном, так и на душу населения) занимает второе место в Европе, при этом уверенно удерживает первое место в мире по экспорту — 70% итальянской продукции реализуется вне Италии. В настоящее время фармацевтический сектор страны состоит 200 компаний, 174 фабрики, в которых трудятся около 62 000 специалистов. По оценкам аналитиков рынка, лидирующие позиции Италии в фармацевтике обусловлены, прежде всего, гораздо более развитой по сравнению с другими странами биотехнологией, которая является ядром современной фармацевтики. Весомый вклад фармацевтов Апеннинского полуострова в превращении знаний генома человека в клиническую практику и разработку новых лекарств, позволил создавать новые медицинские “персонализированные” препараты в соответствии с особенностями генетической структуры человека. Итальянские лекарственные средства признаны во всем мире и находятся на острие передовых наукоемких технологий.   И как, естественная закономерность, многие из них представлены на интенсивно развивающихся и перспективных фармацевтических рынках, в т. ч. и в Узбекистане, как с точки зрения перспективной площадки сбыта готовой продукции, так и с позиций реализованного благоприятного климата для гарантированной и защищенной инвестиционной деятельности!

В настоящее время в Узбекистане действуют 32 предприятий при участии итальянских инвесторов, в том числе 5 — со стопроцентным иностранным капиталом. Поступательно развивается и культурно-гуманитарное сотрудничество, в том числе в области образования.

Как и в Италии, фармацевтическая отрасль в Узбекистане признается одной из базовых отраслей экономики, поскольку качественная медицина и здоровье нации признаны руководством страны как основная составляющая успешного социально-экономического развития и непрерывно остается под пристальным вниманием и поддержкой.

2016 год для фармацевтической отрасли Республики Узбекистан стал одним из важнейших этапов ее развития – в этом году были приняты ряд законов и законодательный актов, направленных на дальнейшее совершенствование законодательства в сфере обращения лекарственных средств и фармацевтической деятельности, усиление правовых гарантий обеспечения населения качественными, безопасными лекарственными препаратами, медикаментами.

В свете достижения поставленных задач одним из значимых событий  стало  Постановление Президента РУз от 31.10.2016 г. «О мерах по дальнейшему улучшению обеспечения населения лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения». в котором, в том числе, был установлен размер предельных надбавок и фиксированных цен на фармацевтическую продукцию: 

  • для оптовой реализации – не более 15% от покупной стоимости;
  • для розничной реализации – не более 20% от оптовой цены

Также с 1 января 2017 года установлены фиксированные цены на 167 наименований социально значимых лекарственных средств и 22 наименования изделий медицинского назначения, местного и иностранного производства, наиболее широко используемых в медицинской практике Республики Узбекистан.

Соответственно, для фармацевтической индустрии Италии, основной отличительной чертой которой является самые передовые технологии и КАЧЕСТВО, настоящее дает неоспоримое преимущество перед другими производителями. Если раньше представители мелкооптового частного бизнеса, преследуя высокую норму прибыли, устанавливали на европейские медицинские товары цены почти с “потолка” и, как правило — “потолочные”, то начиная с 2017 года, формирование цен на продукцию фармацевтики, будь это лекарства или изделия медицинского назначения, в Узбекистане стали строго регламентироваться и жестко контролироваться государством. А это означает, что качественная продукция из Италии для потребителей Узбекистана станет более доступна и, соответственно, более востребована.

А учитывая то, что на сегодняшний день население Республики Узбекистан превысило 32-х миллионный рубеж, а ежегодный прирост населения составляет 1,7 % … перспектива практически сказочная.  И это в то время, когда фармацевтическая индустрия Узбекистана  представлена всего 146 предприятиями и производителями лекарственных средств. Из которых 4 — иностранных предприятия, 21 — совместное предприятие. Несомненно, итальянским производителям фарм. препаратов и мед. оборудования есть на что опереться и  где развернуться.

Но в современной производственной и др. коммерческой индустрии, затрагивающей напрямую здоровье нации, взаимоотношения бизнеса и регулирующих органов не могут быть упрощенными — в Республике Узбекистан фармацевтический рынок, как и в Италии, регламентируется большим количеством законодательных актов, постановлений, руководств и приказов, гарантирующих населению качество, эффективность, безопасность. Кроме этого сам  процесс регистрации ЛС, ИМН и МО представляется достаточно сложным, так как затрагивает множества инстанционных ступеней и, соответственно, требуют определенных знаний восточного колорита и практических  навыков взаимодействия с официальными органами  и предполагает существенные как ресурсные, так и временные затраты.

Для эффективного решения подобных вопросов производители, как правило, обращаются к услугам специализированных консалтинговых компаний, которые, традиционно, предлагают стандартный комплекс услуг, включающих:

  • Консультирование по регистрации или перерегистрации                 
  • Сбор и комплектация пакета требуемой документации
  • Отчеты о процессе регистрации

В Республике Узбекистан, на сегодняшний день, функционирует достаточное количество компаний, которые предлагают услуги по регистрации и перерегистрации лекарственных средств и медицинского оборудования, а также продуктов косметологии и ветеринарии.

Но особняком в этой компании стоит PHARM GROUP, которая уже на протяжении 15 лет задает тон и высоко держит планку качества услуг.  Помимо вышеупомянутых традиционных консалтинговых услуг,  эксперты PHARM GROUP, обладая глубокими предметными знаниями и многолетним опытом в сфере регистрации, оказывают услуги по непосредственному представлению интересов производителей в органах государственной регистрации/сертификации, организации доклинических и клинических испытаний.

Несомненным преимуществом PHARM GROUP перед другими консалтинговыми компаниями является и то, что специалисты нашей компании осуществляют процедуру регистрации действительно под ключ, предоставляя дополнительные услуги по переводу документов, подаче досье и пакета документов регулирующим органам, приемке и таможенному оформлению образцов и т. д. Опираясь на глубокие теоритические знания и многолетний практический опыт наших специалистов, можно смело сказать, что PHARM GROUP в состоянии оказать эффективную поддержу интересам итальянских производителей фармацевтических препаратов, обеспечить им  Dolce vita в Узбекистане. Благо высеченное в граните истории наследие эпохи Ренессанса в тандеме с изяществом, качеством и надежностью “made in Italy”, подготовил в сознании наших соотечественников благодатную почву.    

Жамшид Ганиев

Менеджер по регистрации и продвижению медицинских,  фармацевтических и ветеринарных продуктов

PHARM GROUP — UBI Consulting, Узбекистан