Устоявшийся стереотип о том, что в мировой киноиндустрии единолично царит Голливуд – на самом деле большое заблуждение. По факту, с позиций количества производимых фильмов в год, американская киностудия занимает всего 3 место в мире.

Несомненным лидером в этом рейтинге является Болливуд – индийский кинематограф, название которого образовалось от объединения слов Бомбей и Голливуд. Здесь производят, по разным данным, до 1000 фильмов в год, которые смотрят более 3,6 миллиарда зрителей, тогда как голливудская киноиндустрия выпускает в 2,5 раза меньше фильмов с аудиторией  не более чем в 2,6 миллиарда человек. Зародившись в середине 20 века, индийское кино в эпоху 80-х стало настоящим явлением и настолько популярным, что советские кинотеатры ломились от наплыва зрителей, желающих увидеть тот красочный мир и погрузиться в атмосферу индийского лета и красивой музыки. Особенно ярко это наблюдалось в среднеазиатских республиках, в т. ч. и на родине Бабура — в Узбекистане. Такие классические фильмы, те, от которых фанатели наши мамы и папы, бабушки и дедушки – «Зита и Гита», «Месть и закон», «Танцор диско» – пользовались дикой популярностью в нашей стране.

Со временем, несмотря на глобальные политические и экономические катаклизмы в мире, запущенные с распадом с Советского Союза, любовь к индийскому кино наших соотечественников не только сохранилось, но и плавно трансформировалось в любовь и доверие к качеству всего, что берет начало в стране священной Ганг и Тадж-Махала. Не обошел сей феномен и продукции фармацевтической индустрии под вывеской “made in India”.

Не секрет — фармацевтический рынок Узбекистана, несмотря на ускоренные и устойчивые темпы развития, все еще зависит от импорта фармацевтической продукции. На сегодняшний день в Республики Узбекистан зарегистрировано 7 214 лекарственных препаратов, из которых 4557 это препараты зарубежного производства. Из них 1211 наименований приходится на препараты индийского производства, что составляет 17% от общего количества зарегистрированных препаратов и более 1/4 объема зарегистрированных препаратов иностранного производства, что является неоспоримым  свидетельством  прочных позиций индийских производителей на рынке Узбекистана.

И сдается мне, что это не предел и вот почему — 2016 год для фармацевтической отрасли Республики Узбекистан стал одним из важнейших этапов ее развития – в этом году были приняты ряд законов и законодательный актов, направленных на дальнейшее совершенствование законодательства в сфере обращения лекарственных средств и фармацевтической деятельности, усиление правовых гарантий обеспечения населения качественными, безопасными лекарственными препаратами, медикаментами.

В свете достижения поставленных задач одним из мудрых и значимых решений руководства страны  стало  решение об установлении с 1 января 2017 года фиксированных цен на 167 наименований социально значимых лекарственных средств и 22 наименования изделий медицинского назначения, местного и иностранного производства, наиболее широко используемых в медицинской практике Республики Узбекистан.

Итак, фиксированные цены на социально значимые ЛС и ИМН … а не подарок ли это на новый 2017 год индийским фарм. производителям, так как основной отличительной чертой  фармацевтической отрасли этой страны является производство дженериков  наиболее востребованных лекарственных препаратов, не уступающих по качеству оригиналам, но по о-оочень демократичным ценам???!!! И куда же, по классическим законам коммерции,  обратят взор узбекские импортеры фарм. продукции, а?

И это далеко не предел, особенно учитывая то, что на сегодняшний день население Республики Узбекистан превысило 32-х миллионный рубеж, а ежегодный прирост населения составляет 1,7 %. И это в то время, когда фармацевтическая индустрия Узбекистана  представлена всего 146 предприятиями и производителями лекарственных средств. Из которых 4 — иностранных предприятия, 21 — совместное предприятие, в том числе узбекско-индийские совместные предприятия, такие как СП «Novopharma», СП «BRAVO PLUS»  и другие. Несомненно, индийским фарм. производителям есть на что опереться и  где развернуться, благо магия индийского кино на протяжении более 50 лет подготовила все эмоциональные предпосылки для успеха.

Но в современной производственной и др. коммерческой индустрии, затрагивающей напрямую здоровье населения, взаимоотношения бизнеса и регулирующих органов не могут быть упрощенными — в Республике Узбекистан фармацевтический рынок, как во всех цивилизованных странах, регламентируется большим количеством законодательных актов, постановлений, руководств и приказов, гарантирующих населению качество, эффективность, безопасность. Кроме этого сам  процесс регистрации ЛС, ИМН и МО представляется достаточно сложным, так как затрагивает множества бюрократических ступеней и, соответственно, требуют определенных знаний и практических  навыков взаимодействия с официальными инстанциями  и предполагает значительные как ресурсные, так и временные затраты.

Для эффективного решения подобных вопросов производители, как правило, обращаются к услугам специализированных консалтинговых компаний, которые, традиционно, предлагают стандартный комплекс услуг, включающих:

  • Консультирование по регистрации или перерегистрации                        
  • Сбор и комплектация пакета требуемой документации
  • Отчеты о процессе регистрации

В Республике Узбекистан, на сегодняшний день, функционирует достаточное количество компаний, которые предлагают услуги по регистрации и перерегистрации лекарственных средств и медицинского оборудования, а также продуктов косметологии и ветеринарии.

Но особняком в этой компании стоит PHARM GROUP, которая уже на протяжении 15 лет задает тон и высоко держит планку качества услуг.  Помимо вышеупомянутых традиционных консалтинговых услуг,  эксперты PHARM GROUP, обладая глубокими предметными знаниями и многолетним опытом в сфере регистрации, оказывают услуги по непосредственному представлению интересов производителей в органах государственной регистрации/сертификации, организации доклинических и клинических испытаний.

Несомненным преимуществом PHARM GROUP перед другими консалтинговыми компаниями является и то, что специалисты нашей компании осуществляют процедуру регистрации действительно под ключ, предоставляя дополнительные услуги по переводу документов, подаче досье и пакета документов регулирующим органам, приемке и таможенному оформлению образцов и т. д.  Выражаясь Болливудским языком, наши эксперты в состоянии “расписать сценарий, осуществить профессиональную режиссуру и воплотить актерскую игру” так, что никакие жизненные перипетии не смогут  быть препятствием индийскому HAPPY END в Узбекистане – обеспечению узбекских потребителей приемлемыми ценами и высоким качеством индийской фармакологии!

Вообщем, слушайте и не говорите что не слышали … Хатуба-аа …. )))

Жамшид Ганиев

Менеджер по регистрации и продвижению медицинских,  фармацевтических и ветеринарных продуктов

PHARM GROUP — UBI Consulting, Узбекистан